Самые большие бомбы, созданные человечеством

Самые большие бомбы, созданные человечеством

Авиабомбы применяемые российскими ВВС

  Любое достижение человечества использовалось им для создания средств ведения войны или, проще говоря, оружия.

Не избежало данной участи и изобретение летательных аппаратов. Появление авиации повлекло за собой появление авиационных бомб. Размер бомб ограничивался мощностью самолетов, которые должны были доставлять это новое средство уничтожения на головы врага.

Тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» на аэродроме в Старой Яблонне. Январь 1915 г

 Первой в нашем списке идет российская авиация. Создание российским авиаконструктором И.И.Сикорским (он же создал первый в мире вертолет) тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец» позволило ей использовать в 1915 году крупнейшую на тот момент авиабомбу весом 410 кг.

 Эволюционное развитие авиабомб на этом не завершилось, и уже к началу Второй мировой войны в арсеналах мировых держав были бомбы весом до 1-2 тонн.

  На фронтах Второй мировой крупные авиабомбы использовались ограниченно в специальных целях. Основной объем используемых авиабомб составляли стандартные боеприпасы. Так, основным боеприпасом, используемым ВВС Красной Армии, являлась 100-килограммовая фугасная авиабомба ФАБ-100 (70% в общем объеме производства).

  В то же время для специальных целей использовались сверхтяжелые бомбы. Например, пятитонная бомба ФАБ-5000НГ, несущая 3200 килограммов взрывчатки, оставила неизгладимое впечатление у фашистов в ходе боёв на Курской дуге и при освобождении Орла, в ходе Кёнигсбергской операции. Она использовалась для уничтожения мощных береговых укреплений, а также уничтожения крупных железнодорожных узлов. 

Дамба Möhne после применения "прыгающей бомбы"

 Англичане в ходе войны также активно занимались разработкой сверхтяжелых авиабомб. Так, авиаконструктор Барнс Уоллес разработал знаменитую «прыгающую бомбу» (неофициальное название «Разрушители дамб»). Бомба весом 4200 килограммов была предназначена для разрушения дамб. Непосредственно перед сбросом она раскручивалась с помощью специального устройства. В результате бомба прыгала по поверхности воды, обходя противоторпедные сети. Перед самой дамбой бомба уходила вглубь, производя подводный взрыв, – это позволяло наносить дамбам тяжелейшие повреждения.

Бомба была успешно испытана в 1943 году Королевскими ВВС в Рурской долине, одном из оплотов экономики Германии. В результате две плотины были уничтожены. 

Сейсмическая бомба "Tallboy"

 Вдохновленный успехом, Уоллес создает «сейсмическую бомбу» (Tallboy) – боеприпас весом 5443 килограммов, предназначенный для уничтожения глубоко расположенных защищенных конструкций. Англичане анонсировали монстра летом 1944 года, в ходе бомбардировки Нормандии. Обтекаемая форма и прочный корпус позволили бомбе углубиться на 18 метров в горную породу и взорваться прямо в железнодорожном тоннеле, уничтожив его. Использовали Tallboy и для уничтожения укрепленных пусковых комплексов Фау. Именно этой бомбой был уничтожен линейный корабль «Тирпиц».

В 1944 году англичане создали Grand Slam – десятитонную бомбу, способную проникать в грунт на глубину до 40 метров.

  Немцы не участвовали в разработке сверхтяжелых бомб - у Люфтваффе не было бомбардировщиков, способных поднять боеприпас массой свыше 2,5 тонн. Сказывалось отсутствие стратегической авиации.   

  Появление ядерных боеприпасов существенно отразилось на эволюции гигантских авиабомб, но не отменило их существование. Им отводилась роль противобункерных средств. Также они использовались для разрушения крупных промышленных сооружений и железнодорожных узлов.

Так, СССР в Афганистане использовал бомбу ФАБ-9000 – предназначалась для создания крупных обвалов в горах, и как следствие, блокады ущелий. 

Война во Вьетнаме. Высадка десанта из американского вертолета UH-1 Iroquois

  Из экзотических сверхбольших авиабоеприпасов следует особо выделить американскую бомбу Daisy Cutter («косильщик ромашек»). Авиабомба весом 68000 килограммов предназначалась для быстрой расчистки местности перед посадкой вертолетов, в условиях тропического Вьетнама.

  В качестве противобункерного средства ВВС США использует в настоящее время авиационную бомбу GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator. Это 14-тонная бомба с массивным корпусом – большая часть веса приходится на корпус и лишь около 2,5 тонн на взрывчатку.

Существенную коррекцию в разработку авиабомб внесло появление боеприпаса нового типа – объемно–детонирующего. При подрыве данного боеприпаса происходит распыление горючего вещества в виде аэрозольного облака, с последующим его подрывом. Проникающая повсюду аэрозольная смесь обеспечивает при подрыве гарантированную смерть всему живому в радиусе расползания облака + ударная волна. По мощности данные боеприпасы сравнимы со сверхмалыми тактическими ядерными боеприпасами.

  СССР использовали данный тип боеприпаса в Афганистане, Россия - в обеих чеченских операциях. США использовала объемно-детонирующие боеприпасы в Афганистане в 2000-ых.   

  Есть у них и недостатки: их нельзя использовать в плохую погоду, под водой и на больших высотах, эффективная масса заряда должна быть не ниже 20-30 кг.

  Впрочем, недостатки данного вида боеприпасов были устранены в термобарических бомбах. Данные бомбы состоят из центрального разрывного заряда (обычное взрывчатое вещество) с высокой скоростью детонации, вокруг которого находится термобарическая смесь (конденсированное взрывчатое вещество с высоким содержанием металлического горючего). 

Взрыв термобарического заряда

 Плохая погода, в отличие от объемно детонирующих боеприпасов, не препятствует использованию термобарических бомб - для осуществления взрыва не требуется время на формирование облака.

  Термобарические заряды конструктивно состоят из центрального разрывного заряда (ЦРЗ), выполненного из обычного ВВ с высокой скоростью детонации, вокруг которого находится термобарическая смесь, представляющая собой конденсированное ВВ с высоким содержанием металлического горючего.

  Объемно-детонирующие боеприпасы, неточно называемые иногда в прессе и любителями военной техники «вакуумными», — частный случай термобарических боеприпасов, чья ключевая особенность заключается в использовании для взрывного процесса кислорода, содержащегося в воздухе. Это позволяет резко повысить эффективность бомбы: если в обычных взрывчатых веществах значительная часть объема приходится на кислород, обеспечивающий горение, то в термобарических боеприпасах взрывчатое вещество может занимать весь объем. Недостаток этой конструкции — неприменимость под водой или на больших высотах. Кроме того, объемно-детонирующие бомбы, для которых необходимо формирование газовоздушного облака, резко теряют эффективность в плохую погоду. Но в подходящих условиях термобарические боеприпасы обладают мощностью, сравнимой с тактическим ядерным оружием. 

"Мать всех бомб" - самая большая американская авиабомба

  К данному типу боеприпасов относится крупнейшая (в настоящее время) американская авиабомба весом 9500 кг GBU-43/B, она же Mother of All Bombs (Мать всех бомб). Стоимость одной бомбы 16 млн $. Радиус поражения МОАБ 140 метров, частичные разрушения до 1,5 км от эпицентра взрыва. 13 апреля 2017 года один из экземпляров этих авиационных убийц был показательно взорван американцами в Афганистане, в провинции Нангархар.

  Впрочем, Россия в настоящее время обладает намного более мощным авиационным зарядом. Речь идет о боеприпасе, получившем неофициальное название «Папа всех бомб». Российская бомба значительно легче американского аналога, но за счет использование нанотехнологий в 4 раза мощнее. Площадь поражения больше в 20 раз.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Похожее на "Самые большие бомбы, созданные человечеством"

Популярное за месяц