Жертвоприношения в Древней Греции

Жертвоприношения в Древней Греции

 

Обряд жертвоприношения

  Жертвоприношение греки считали важнейшим культовым действием, которое могло быть коллективным или частным. Жертвоприношения совершали для того, чтобы почтить богов, усмирить их гнев или заслужить благосклонность, принеся им в жертву зарезанных или сожженных животных.

  Коллективные жертвоприношения производились во время культовых празднований. Им обычно предшествовало шествие в культовые места, куда несли ритуальные предметы и вели жертвенных животных. 

Шествие к месту принесения жертвы. Панафинейское жертвоприношение

 Жертвоприношение представляло собой последовательность действий, начинавшихся с молитвы перед алтарем внутри храма, и заканчивающихся умертвением животного и зажариванием его мяса. После этого несъедобные части животных сжигались, остальное раздавалось участникам церимонии и начиналось пиршество. Оно происходило в священном помещении храма и символизировало возобновление договора о подчинении тому или иному божеству, в нем принимали участие все свободные мужчины города. Однако, пиршество не было самоцелью, и зачастую мясо не употреблялось участниками действия, а полностью уничтожалось.

  Каждому богу традиционно приносили в жертву определенное животное. Например, поросенка закалывали для Диметры во время Тесмофории, а празднества в честь Афины характеризовались тройным жертвоприношением: бык - свинья - овца.

  Количественные подсчеты, произведенные в рамках эпиграфического изучения текстов с отчетами о публичных жертвоприношениях, обнаруженных на вотивных вазах и рельефах, свидетельствуют о том, что чаще всего в жертву приносили овец. 

Несъедобные части животных сжигались, а зажаренное мясо делилось между участниками жертвенного пиршества

 В отличие от публичных жертвоприношений, частные могли совершаться в любой день года либо в специально отведенном месте храма, либо на домашнем алтаре. Принесение в жертву быка частным лицом было особенно значительным, поскольку это животное имело большую ценность. Жертвенные пиршества были очень дорогими, поэтому со временем их стали устраивать частные лица, которые использовали их в целях политического продвижения. 

  Не менее популярными были пожертвования по обету. Дары богам различались в зависимости от того, были ли они частными или общественными, и от социального положения посвящающего.

  С жертвоприношением было связано дарение первинок, которые возлагались на алтарь или сжигались. Для частных приношений было распространено пожертвование богам символов прошедшего жизненного этапа: волос или игрушек юношей, девичьих одежд новобрачных. Часто жертвовали изображения главного божества храма, ритуальных и культовых предметов, от монументальных скульптур до скромных терракот.

  Ценные предметы пополняли сокровищницу храма, их аккуратно инвентаризировали и хранили, иногда в специальных строениях, а недорогие дары громоздились возле алтаря, их периодически передвигали и складывали в ямы. 

Благодарственное приношение богам (из терракоты), изображающее легкое и дыхательное горло

 Отдельную категорию составляли вотивные предметы – различные вещи, приносимые в дар божеству по обету ради исцеления или исполнения какого-либо желания.

  В случае войны города жертвовали богам десятую часть трофеев, как правило, добытое оружие или произведения искусства, выполненные на трофейные деньги. В частных культах были распространены исцелительные вотивы - дары с изображением пораженного органа, которые больные приносили богам с просьбой об исцелении или в благодарность за него.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Похожее на "Жертвоприношения в Древней Греции"