22 апреля 1945 года танкистами 53-го танкового батальона, под командованием В.С.Архипова, в районе железнодорожной станции в Кумерсдорфе был захвачен огромный полуразрушенный немецкий танк. Бойцы Красной Армии не знали, что в их руки попал самый большой из когда-либо построенных человечеством танков - Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus в переводе с немецкого «мышь»).
Идея разработки сверхтяжелого танка возникла в Германии в 1941 году. Изначально предполагалось назвать его Mammut (Мамонт), однако, начиная с лета 1942 года, во всех проектных документах стало употребляться обозначение Mauschen (Мышонок).
Танк создавался в качестве неуязвимого средства, способного прорывать укреплённые линии обороны противника. Активные работы по проектированию и испытанию бронированного исполина проводились немцами в условиях абсолютной секретности, в период с 1941 по 1945 годы. Автором проекта выступил Фердинанд Порше.
Однако к созданию нового сверх-оружия «приложили руку» далеко не только бюро Porsche. Отметились и другие крупнейшие немецкие корпорации: проектированием башни занималась фирма Krupp, за двигательную установку отвечала «Даймлер-Бенц», трансмиссией «занималась» фирма «Сименс».
Макет танка был собран и представлен Гитлеру в 1943 году. Два прототипа были собраны и испытаны в 1944 году. «Мышонок» имел отнюдь не скромный вес – 188 тонн. Толстая броня, достигавшая местами 200 мм, которая должна была сделать танк практически неуязвимым, надежно укрывала экипаж из шести человек.
Бензиновый, а на втором прототипе дизельный, двигатель Даймлер-Бенц мощностью 1200 л.с., обеспечивал скорость 20 км в час по шоссе. По бездорожью монстр двигался со скоростью 10 км в час, «пожирая» 350 литров топлива на десять километров.
Исполинский танк был вооружен 128-миллиметровой противотанковой пушкой Pak 44 L/55, в паре с которой шла спаренная 75-миллиметровая вспомогательная пушка. Кроме того, имелся в наличии 7,92-миллиметровый пулемет, мортирка и возможность установки зенитного пулемёта.
Огромный вес танка исключал возможность перемещать его по мостам, что делало его транспортировку чрезвычайно затруднительной. Преодолевать водные преграды (до 10 метров глубиной) танк должен был своим ходом по дну.
Танку так и не суждено было поучаствовать в сражениях. В конце 1944 года Гитлер своим личным указом запретил работы по производству танков – в условиях ухудшающейся обстановки на фронте требовалось направить все ресурсы на выпуск основных видов вооружения.
В итоге, два полуразрушенных, подорванных немцами при отступлении опытных образца были захвачены Красной Армией в районе ж/д станции в Кумерсдорфе. Из них собрали один экземпляр, который в настоящее время в виде трофея и экспоната размещён в подмосковном танковом музее в Кубинке.
ТТх танка Pz Kpwf VIII "Мaus" | |
Длина общая, мм. | 10085 |
Длина корпуса, мм. | 9034 |
Высота, мм. | 3700 |
База, мм. | 2330 |
Клиренс, мм. | 570 |
Длина контакта гусеницы, мм. | 5880 |
Ширна трака, мм. | 1100 |
Число траков в одной ленте, шт. | 112 |
Боевая масса, кг. | 188000 |
Экипаж. чел. | 6 |
Вооружение | |
1х12,8 cm KwK 44/L55 | |
1х7,5 cm KwK 44 L/36 | |
1х7,92 MG.34 | |
Боезапас | |
128 мм выстрелов, шт. | 68 |
75-мм выстрелов, шт. | 100 |
7,92 мм винпатрон, шт | 1000 |
Углы навеления орудия | |
УВН | 0,304347826 |
УГН | 360 |
Приборы наведения | T.W.Z.F.1 |
Средства связи | Fu.5 |
Двигатель | 1хMB.509(1xMB.517) |
Тип двигателя | бензиновый(дизельный) |
Мощность, л.с | 1200 (1200) |
Максимальная скорость | |
по шоссе, км/ч. | 20 |
по бездорожью, км/ч | 10 |
Запас топлива | 1600+1000 |
Запас хода | |
по шоссе/бездорожью км/ч. | 160/62 |
Преодолеваемый брод, мм. | 2000 |
Максимально преодолеваемый уклон, грд. | 35 |